Не пропусти
Статистический анализ миграционных процессов в России Понятие и виды миграции населения, характеризующие ее параметры и показатели, особенности протекания данного процесса в России.

Статистический анализ миграционных процессов в России

Статистический анализ миграционных процессов в России

Понятие и виды миграции населения, характеризующие ее параметры и показатели, особенности протекания данного процесса в России. Общее исследование и определение основных направлений развития государственной миграционной политики Российской Федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие миграции населения было известно еще в X веке. На протяжении всего времени данное явление претерпевало изменения в связи с изменениями в общественном строе и мировоззрении людей. Государства уже тогда принимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам. Миграция сыграла огромную роль в развитии человечества.

Миграция населения — это перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Процесс миграции является сложным процессом, интегрирующим процессом и именно поэтому представляет интерес для специалистов разных областей знания.

Миграция прямым образом влияет на рынок труда, изменяет экономическое и социальное положение населения. К сожалению, массовый приток мигрантов может отрицательно сказываться на экономике страны и стать причиной таких проблем, как безработица или сильное давление на социальную инфраструктуру. Все это непосредственно сказывается на уровне жизни коренного населения.

Целью работы является статистическое изучение миграционных процессов.

Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:

1. Дать понятие миграционных процессов и классифицировать их.

2. Систематизировать статистические показатели, которые характеризуют миграционные процессы.

3. Охарактеризовать миграционные процессы в России.

4. Сделать статистический анализ миграционных процессов в России.

5. Указать перспективы развития миграционной политики в России.

Объектом исследования являются миграционные процессы.

Предметом исследования является использование статистических методов для изучения миграционных процессов.

Следует отметить, что тема данной курсовой является актуальной в наше время. Миграция играет важную роль в развитии общества. Она оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие России.

В первой главе будут рассмотрены теоретические основы миграционных процессов.

Во второй главе показано статистическое исследование миграции в России.

1. Теоретические основы статистического исследования миграционных процессов

На данный момент в науке можно выделить три вида движения населения. Среди них социальное, естественное и миграционное.

Предметом изучения социологической науки является социальное движение. Социальное движение — синоним социальной мобильности, которая представляет собой, по определению П. Сорокина — автора теории социальной мобильности, — переход от одной социальной позиции к другой.

Естественным движением населения можно считать совокупность рождений и смертей, изменяющих численность населения так называемым естественным путем. Исследование рождаемости, смертности, заключения браков и разводов полностью относится к демографии.

Миграционные движения — совокупность всех территориальных перемещений населения, которые, в конечном счете, определяют характер расселения, плотность, сезонную и маятниковую подвижность населения. Исследованием этих проблем занимается не только демография, но и география народонаселения.

Если миграция принимает крупномасштабный формат, то она может значительно влиять на государство, и поэтому всегда находится в центре внимания миграционных служб и социальных работников.

Понятие миграции можно рассматривать в интерпретации различных подходов и дисциплин. Самым распространенным является определение, взятое из дисциплины демографии.

Миграция (от лат. Migratio — переселение) — это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства.

С.К. Бондырева, которая исследует психологические и философские аспекты миграции дает следующее определение миграции. Миграция — многомотивное общественное явление потребностного характера, возможное благодаря мобильности человека и реализующееся как в физическом, так и в виртуальном пространстве.

Т.Н. Юдина дала определение понятию миграция, рассмотрев его в понимании социологии. Миграция — это изменение социальной структуры и статусных характеристик различных слоев и групп населения государства или региона под влиянием социальных перемещений населения или его части за пределы государственной или административной границы на относительно длительный срок.

Последний, чье определение я представлю — это Л.Л. Рыбаковский. Он рассматривает миграцию в контексте демографической науки, а также показывает различия между понятиями перемещение и переселение. Он говорит, что Это — не синонимы, а представление о миграции, как в широком, так и узком значении слова. В узком смысле миграция — законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства. К миграции в широком смысле слова относят наряду с переселением также сезонные, маятниковые и иногда эпизодические миграции. Различия между разными видами перемещения — в их продолжительности, регулярности, целевой направленности, структуре и т.д..

Миграция происходит вследствие различных причин. Экономические, политические, социальные, национальные, религиозные и другого порядка причины лежат в основе миграционных процессов.

Мы можем выделить некоторые из них:

1. неблагоприятная экономическая обстановка в стране: инфляция, массовая безработица;

2. экономический кризис и др.;

3. гражданские войны,

4. экологическая катастрофа в данном регионе или государстве.

Помимо этого миграция может происходить из-за желания граждан улучшить свое экономическое положение, то есть поиск более высокооплачиваемой работы за рубежом и стремление получить ПМЖ в развитых странах.

Миграция — это неоднородное понятие, поэтому существует большое количество разновидностей классификаций миграций. Они исследуются многими авторами. В связи с этим возникает необходимость в изучении форм миграций населения. Миграцию можно классифицировать по различным признакам:

1. Миграция по направлениям потоков. В зависимости от того, какие границы пересекаются, можно выделить внешнюю и внутреннюю миграцию.

1.1 Внешняя миграция представляет собой перемещения, при которых пересекаются государственные границы. Иммиграцию — это въезд в страну на постоянное или временное проживание граждан другой страны, и, как правило, с получением нового гражданства. Эмиграция — выезд из одной страны в другую страну на постоянное или временное проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства. Реэмиграция — возвращение эмигрантов, ранее выехавших в другую страну.

1.2 Внутренняя миграция. К внутренней миграции принадлежат перемещения в пределах одной страны из одного города в другой, из одного субъекта Российской федерации в другой.

2. Миграция по времени перемещения. По данному признаку мы можем выделить временную, или возвратную и постоянную, или безвозвратную миграции.

2.1 Безвозвратная миграция — это вид миграции, который предполагает окончательную смену постоянного места жительства также влекущее за собой изменение гражданства.

2.2 Временная миграция (2-3 года) — представляет собой переселение на длительный срок, с дальнейшим возвращением. Обычно такая миграция связана с временной занятостью или получением образования.

2.3 Сезонная миграция предполагает временное (сезонное) перемещение мигрантов. Данный вид миграции можно считать частью временной миграции.

3. Миграция по причинам. Данная классификация миграций имеет очень важное значение.

3.1 Социально-экономическая миграция — вид миграции, в основе которой лежат социально-экономические мотивы. Она может быть как постоянной, так и сезонной и временной. Обычно связаны с поиском мест с более оплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни или переездом к месту обучения.

3.2 Политическая миграция. Данный вид миграции обычно бывает вызван угрозой для жизни населения во время войн, революций и других политических потрясений.

3.3 Религиозная миграция. Связана с переездом религиозного меньшинства.

3.4 Экологическая миграция — миграция, связанная с перемещением людей в связи с экологическими катастрофами.

4. По характеру миграции можно выделить добровольную и принудительную. Подразделение происходит в зависимости от того, совершается ли миграция по собственному желанию или нет.

4.1 Добровольная миграция — это передвижения людей по собственному желанию, которое может быть вызвано личными причинами.

4.2 Принудительная миграция — территориальные перемещения, которые связаны с постоянным или временным изменением места жительства людей вопреки их желанию.

5. По форме организации миграции можно выделить самостоятельные и индивидуальные.

5.1 Самостоятельная миграция, когда мигрант устанавливает сроки и место переезда. Самостоятельной миграцией является беженство.

5.2 Организованная миграция. Обычно сроки и место переезда определяются не самим мигрантом, а каким-либо планирующим миграцию органом.

В современном мире большую роль играет трудовая миграция, целью которой является поиск нового места работы за пределами своей страны.

Объем трудовой миграции после Второй мировой войны постоянно возрастает. В начале 80-х годов общая численность работников-мигрантов оценивалась экспертами Международной организации труда (МОТ) примерно в 20-21 млн. человек и почти столько же членов их семей. В конце XX в. более 70 млн., главным образом из развивающихся государств, работали вне стран своего рождения. Около 1 млн. трудовых мигрантов ежегодно перемещается из одного государства в другое. Приблизительно столько же человек покидают территории военных и политических потрясений, стремясь найти прибежище в другом месте, свыше 18 млн. живут в настоящее время не на своей родине.

Во второй половине XX в. возникла новая форма внешних миграций, получившая название утечка умов. Она впервые появилась после Второй Мировой войны, когда из Германии в США было вывезено несколько тысяч ученых. В наши дни вместе с утечкой умов из Европы наблюдается отъезд из развивающихся стран.

1.2 Показатели, характеризующие миграционные процессы

В статистической практике изучение миграционных процессов является традиционным объектом изучения и методологически хорошо разработана. Анализ данных о миграционных процессах демонстрирует, какие происходят перемещения населения на данной территории. Существует ряд показателей, которые характеризуют миграционные движения и потоки. Их можно подразделить на две группы — это абсолютных показатели и относительные показатели.

Далее мы рассмотрим каждую группу показателей более подробно. Начнем с абсолютных показателей миграции. К ним относятся:

1. число прибывших в населенный пункт (П);

2. число выбывших из населенного пункта (В);

3. сальдо миграции или механической прирост (МП = П — В).

Исследование абсолютного числа прибывших и выбывших на данной территории необходимо по нескольким пунктам:

1. Во-первых, с помощью абсолютных показателей можно определить, какое значение имеет миграция в формировании населения страны и ее регионов. Помогает определить тип динамики численности населения.

2. Во-вторых, выделяются отдельные типические группы, и для каждой из них дается общая характеристика миграционных процессов, рассчитываются показатели объемов и направления миграционных потоков.

3. В-третьих, происходит изучение и анализ в сезонных колебаниях численности миграции.

4. В-четвёртых, Проводится анализ структурных сдвигов мигрантов по таким признакам, как пол, возраст, профессия, национальность, гражданство, длительность проживания в данной местности, образование и так далее.

Вторая группа показателей — это относительные показатели миграции. К ним относятся:

1. Коэффициент прибытия — это коэффициент, показывающий, какое количество человек прибывает на данную территорию в среднем на каждую 1000 человек населения в течение календарного года:

где П — число прибывших на данную территорию; — среднегодовая численность населения данной территории.

2. Коэффициент выбытия — это коэффициент, показывающий, какое количество человек выбыло с данной территории в среднем на каждую 1000 человек населения в год:

где В-число выбывших с данной территории.

3. Коэффициент миграционного (механического) прироста — это коэффициент, характеризующий величину механического прироста, приходящегося в среднем на 1000 человек населения территории за год,:

где (П-В) — абсолютный миграционный прирост на изучаемой территории; В-численность выбывших из населенного пункта; — среднегодовая численность населения данной территории.

4. Коэффициент эффективности миграции — это коэффициент, характеризующий долю чистой миграции в валовой миграции:

где П — численность прибывших в населенный пункт; В-численность выбывших из населенного пункта; (П-В) — абсолютный миграционный прирост на изучаемой территории.

5. Частные коэффициенты миграции характеризуют интенсивность миграции отдельных групп населения (по полу, возрасту и другим признакам). Например, коэффициент миграции i-ой группы населения рассчитывается по формуле:

Данный коэффициент показывает число прибывших в i-ую группу населения в среднем на 1000 человек населения этой группы.

6. Коэффициент приживаемости определяется по формуле:

1.3 Особенности миграционных процессов в России

Один из основных видов миграции в РФ — это миграция трудовых ресурсов (рабочей силы).

Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более, чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Она ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах.

Показатели, связанные с миграцией трудовых ресурсов, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов и частных неоплаченных переводов.

На сегодняшний день Россия является одним из крупных центров, принимающим мигрантов. Число иностранных работников в экономике России, привлеченных законно увеличилось со 129 тыс. человек в 1994 году до 1750 тыс. человек в 2013 году исходя из данных ФМС России. Неофициальных мигрантов намного больше, так по официальным данным доля иностранных рабочих составляет 0,5-0,7 процентов от всех занятых в экономике, а реально эта доля достигает 6-8%. Тем не менее миграционный баланс считается положительным, так как частично возмещает убыль собственного населения и появляющийся дефицит трудовых ресурсов.

Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно — политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной общественно — политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. За прошедшие 10 лет в Россию из стран СНГ и Балтии переехало более 8,6 миллиона переселенцев.

Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами.

Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой половине 90-х годов, постепенно снижается.

Одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.

Такая ситуация сейчас характерна для развитых стран. В настоящее время в экономике России есть определенные секторы экономики, в которых наиболее востребован труд иностранных работников. К ним можно отнести общественное питание, торговлю, строительство, транспорт, промышленность, сельское хозяйство. Во многих регионах России экономика уже не может существовать без трудовых мигрантов. Можно уверенно говорить о том, что иностранные работники создают часть валового внутреннего продукта, а также обеспечивают конкурентоспособность российских предприятий на рынке в связи с низкой стоимостью рабочей силы и этим увеличивают доступ к товарам и услугам для малообеспеченного населения страны. Правительство России формирует активную миграционную политику, для этого была принята Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Федеральная миграционная служба МВД РФ является инициатором разработки данной концепции. Нормы международного права, международные договоры и Конституция РФ являются основой государственной миграционной политики Российской Федерации, и выражается в федеральных законах и нормативных актах, договорах и соглашениях. В последние десять лет Российская федерация стала участником международных договоров, которые затрагивают сферу миграции.

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

2. Статистический анализ миграционных процессов в России

Численность населения Российской Федерации в 2013 году составила 143,3 млн. человек согласно оценке Федеральной службы государственной статистики РФ.

Доля мигрантов в Российской федерации увеличивается с каждым годом. Так, на данный момент международная миграция играет большую роль в динамике населения Российской федерации, это связано с тем, что количество умерших превышает количество родившихся людей. На рисунке 1 показана динамика миграционного прироста населения России.

Рисунок 1. Россия: потоки международной миграции, 1990-2013 гг. (тыс. человек в год)

Большие потоки иммиграции затормозили депопуляцию России, так миграционный прирост в 1994-2012 года перекрыл половину демографических потерь, возникших в результате естественной убыли населения. Иммиграция к концу 2000-х годов смогла компенсировать отрицательный баланс рождений и смертей почти в полном объеме, а в 2009 году смогла перекрыть его. На рисунке 2 показан прирост населения России в 1994-2012 года.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 2. Прирост населения России, 1994-2012 гг. (тыс. человек в год)

Большой разрыв в уровне заработной платы между Россией и ее южными соседями в сочетании с возможностью легко обходить трудовое законодательство и наличием безвизового режима пересечения российских границ жителями стран СНГ (за исключением Грузии и Туркменистана) обусловливают большие потоки нелегальных мигрантов. Оценить их величину можно с помощью косвенных оценок численности находящихся в стране документированных и недокументированных мигрантов и ряда допущений.

По оценкам на основе эмиграционной статистики стран-доноров, число иностранных работников, занятых в России более 6 месяцев в году, составляло в 2003-2004 гг. 3,7 млн. человек.

По данным российской статистики, число трудовых мигрантов, легально работавших в России в 2006-2008 гг., составляло около 400 тыс. человек, то есть в 9 раз меньше.

По оценкам Ж.А. Зайончковской, соотношение нерегулируемой и регулируемой трудовой миграции в начале 2000-х годов было примерно таким же. К 2008 г. доля регулируемой (учтенной) миграции в трудовой иммиграции увеличилась до 35-40%, главным образом вследствие либерализации правил регистрации. Если принять верхнюю границу этой оценки, то общий миграционный прирост в 2008 г. составил не менее 450 тыс. человек, то есть находился на среднем уровне за 1992-2002 гг., по данным переписи населения 2002 г.

Рост учтенной миграции в 2013 году обеспечили в основном мужчины и женщины в возрасте от 15 до 29 лет. На рисунках 4 и 5 представлены круговые диаграммы с численностью прибывших мужчин и женщин соответственно.

Рисунок 3. Прибывшие в Россию в 2013 г., укрупненные возрастные группы мужчин (человек в год)

Рисунок 4. Прибывшие в Россию в 2013 г., укрупненные возрастные группы женщин (человек в год)

Если же сравнивать численность въезжающих мужчин и женщин, то можно проследить, что число прибывших мужчин в возрасте от 0 до 14 лет превышает число женщин того же возраста на 15276 человек, число женщин в возрасте от 15 до 29 превышает число мужчин на 107992, число мужчин от 30 до 44 превышает число женщин на 49600, а в возрасте от 45 до 59 на 15889, и в заключение, число женщин от 60 и более превышает число мужчин на 100530 человек.

Рисунок 5. Прибывшие в Россию в 2013 г., укрупненные возрастные группы мужчин и женщин (человек в год)

2.2 Статистический анализ миграционный процессов в России

Численность миграционного прироста населения Российской Федерации постоянно изменяется. Так в 2003 г. она составляла 43,88 тыс. человек, а на 1 июня 2013 г. составила 295,86 тыс. человек. Данные о численности миграционного прироста населения России представлены в таблице 1.

Таблица 1. Численность миграционного прироста населения за период 2003-2013 гг.

Миграционный прирост, чел.

Рисунок 6. Линия тренда миграционного прироста населения за период 2003-2013 год

Рассмотрим, как изменялась численность миграционного прироста населения в период с 2003 г. по 2013 г. Для этого произведём расчёт показателей динамики по формулам. Расчет показателей динамики приведем в таблице 2.

Таблица 2. Расчет показателей динамики

Миграционный прирост, тыс. чел.

Абсолютный прирост, чел.

Для обобщающей характеристики динамики миграционного прироста численности населения за период 2003-2013 гг. рассчитаем средние показатели.

Рассчитываем средний уровень ряда. В моментном ряду динамики с равноотстоящими датами определение среднего уровня ряда производится по формуле средней хронологической моментного ряда динамики:

где — уровни ряда в последовательные моменты времени;

Определяем средний абсолютный прирост численности населения по формуле:

Среднегодовой темп роста численности населения:

где — средний коэффициент роста, рассчитывается так

Находим среднегодовой темп прироста численности населения по формуле:

Таким образом, в период 2003-2013 гг. средняя численность миграционного прироста населения составила 195,316 тыс. человек. Ежегодно в течение 2003-2013 гг. численность миграционного прироста населения увеличивалась в среднем на 25,2 тыс. человек или на 21%.

Ниже рассмотрим естественное движение населения.

Имеются данные Федеральной службы государственной статистики о движении населения в таблице 4 за 2003-2013 года.

Таблица 4. Движение населения 2003-2013 гг.

Прибывшие (тыс. чел.)

Выбывшие (тыс. чел.)

Миграционный прирост (тыс. чел.)

На основании данных таблицы 4 построим графики, характеризующие движение населения.

Рисунок 7. Динамика механического движения населения в 2003-2013 гг.

Рисунок 7 показывает, что численность прибывших в РФ превышает численность выбывших, за счет чего имеется миграционный прирост населения. Численность прибывших в РФ колебалась в 2003-2009 гг. В 2009 г. она снизилась по сравнению с 2008 г. на 10,3%, что составляет 226,5 тыс. чел. До 2009 г. имела место общая тенденция снижения численности прибывших, а затем численность прибывших стала увеличиваться. Следовательно, можно говорить о дальнейшем увеличении миграционного прироста в России.

Также рассмотрим такие показатели миграции, как коэффициент миграционного прироста и коэффициент эффективности миграции в России за 2013 год.

Это значит, что в среднем на 1000 человек населения территории за год приходится 2 человека миграционного прироста.

Это значит, что доля чистой миграции в валовой миграции составляет 3,4%.

2.3 Основные направления развития государственной миграционной политики Российской Федерации

Президентом Российской Федерации в 2012 году была принята Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Данная концепция рассматривает актуальность проблемы миграции населения в долгосрочной перспективе. В России численность миграции растет с каждым годом, а сами миграционные процессы приобрели системный характер. Около 7 миллионов человек переехало в Россию, начиная с 2000 года.

В России в течение длительного времени отсутствовала четкая государственная миграционная политика. Такое положение приводило к тому, что принимаемые нормативные правовые акты отличались крайностями: либо полная либерализация внешней миграции и взятие на себя непомерных обязательств перед мигрантами (этим грешили первые редакции законов О беженцах и О вынужденных переселенцах), либо чрезмерное ужесточение позиции государства по отношению к мигрантам и вследствие этого нарушения прав человека. К тому же нередко принимались сиюминутные, непоследовательные нормативные акты, ухитряющиеся быть в целом запаздывающими, а в частности — поспешно принятыми, что требовало внесения изменений в недавно принятые акты. На это указывает, например, даже название закона Федеральный закон от 6 января 2007 г. №2-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации.

Возникла необходимость принятия на государственном Концепции государственной миграционной политики. Она должна была определять сущность, цель, приоритетные направления, принципы, основные задачи, механизмы и ожидаемые результаты в этой области.

Первоначально миграционная политика России формировалась с помощью административно-управленческой системы, развития правовой базы, разработки и реализации миграционных программ.

Впервые основные направления миграционной политики были сформулированы в республиканской долговременной программе Миграция в 1992 г. Позднее цели, принципы и задачи миграционной политики были отражены и уточнены в Федеральной миграционной программе 1994 г.

За эти годы Россия из закрытого государства превратилась в активного участника международных миграционных процессов. Она взяла на себя обязательства по многим международно-правовым документам в области миграции; присоединилась к основным соглашениям ООН по правам человека. 13 ноября 1992 г. принят Закон о присоединении Российской Федерации к Конвенции УВКБ ООН 1951 г. О статусе беженцев и Протоколу 1967 г., касающегося статуса беженцев. Были заключены межправительственные соглашения о регулировании процессов переселения и защите прав переселенцев в рамках СНГ.

Неверно было бы утверждать, что все проблемы возможно было решить или, по крайней мере, предусмотреть, так как это был новый опыт становления государственности. В течение долгого времени регулирование миграции носило реагирующий характер, при обострении миграционной ситуации принимались срочные меры в виде подготовленных актов на законодательном и подзаконном уровнях. Попытки разработать самостоятельную концепцию предпринимались с конца 90-х годов.

До 2012 года политику в сфере миграции определяла только Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренная в 1 марта 2003 года. Концепция в основном предусматривала борьбу с незаконной миграцией.

В 2006 году начал разрабатываться проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. Она была принята в 2012 году.

Утвержденная Концепция представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции, в ней определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами страны во взаимосвязи с Концепцией государственной национальной политики РФ, Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года и другими документами стратегического планирования, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и обязательствами России, вытекающими из международных договоров в сфере миграции.

Концепция определяет такие цели государственной миграционной политики, как:

1. Обеспечить национальную безопасность Российской Федерации, максимальный комфорт, защищенность и благополучие населения России.

2. Обеспечить стабилизацию и увеличение постоянного населения России.

3. Содействовать обеспечению экономики России в рабочей силе, модернизации, повышении конкурентоспособности ее отраслей.

В концепции определены основные этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации: первый этап — 2012-2015 гг., второй — 2016-2020 гг., третий — 2021-2025 гг.

Проведение эффективной государственной миграционной политики играет важную роль в обеспечении национальной безопасности, в социально-экономическом и демографическом развитии, способствует сохранению стабильности в обществе.

В заключение можно сказать, что миграция сыграла огромную роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Миграция является сложным социальным процессом, который тесно связан с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах.

Обеспечение определенного уровня подвижности населения и его перераспределения по территории является важной функцией миграции населения. Миграция населения безусловно способствует широкому использованию рабочей силы и росту производства. Последствия миграции различны. Так, она влияет на рынок труда, экономическое и социальное положение населения, которые влекут за собой рост образовательной и профессиональной подготовки, расширение потребностей участвующих в миграции людей. Но, с другой стороны, миграция может стать причиной безработицы и сильного давления на инфраструктуру, влияя на уровень жизни коренных жителей.

Необходимо отметить, что статистика и оценка миграционных процессов бывает довольно противоречивой. Это связано со сложностью и несовершенством существующего механизма учета потока мигрантов. Так, мы имеем данные только об официально зарегистрированных мигрантов, не учитывая нелегальных.

Можно уверенно говорить, что необходима разумная миграционная политика. В связи с этим в Российской Федерации была принята концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года. Она должна помочь активизировать процессы внутренней миграции в стране и повысить экономическую мобильность населения, а также расширить возможности для переселения в Россию соотечественников, которые проживают за рубежом, отдельных категорий иностранных граждан на постоянное место жительства. Обеспечить разработку механизма привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы.

Список использованной литературы

1. Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие/ А.А. Акмалова, В.М. Капицын. — М.:ИНФРА-М, 2008. — 220 с.

2. Балашова, Т.Н. Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных национальных проектов/ Т.Н. Балашова // Миграционное право. — 2007. — №1. — С. 19-21.

3. Башкатова Б.И. Социально-экономическая статистика: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 512 с.П

4. Бондырева, С.К. Миграция (сущность и явление)/ С.К. Бондырева. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. — 296 с.

5. Бреева, Е.Б. Основы демографии: уч. пособие / Е.Б. Бреева. — М.: Дашков и Ко, 2004. — 352 с.

6. Бутов В.И. Демография / под ред. В.Г. Игнатова. — М., 2005.

7. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002.

8. Карпенко Л.И., Шарилова Е.Е. Статистическая оценка и анализ возрастной структуры населения при исследовании процесса демографического старения // Вопросы статистики, 2008, №5. С. 62-69.

9. Леонидова, Т.И. Содержание миграционной функции государства: теоретические аспекты/ Т.И. Леонидова // Миграционное право. — 2009. — №1. — С. 22-27.

10. Луняка, Р.В. Актуальные проблемы механизма правового регулирования миграции в России / Р.В. Луняка // Миграционное право. — 2007. — №1. — С. 12-15.

11. Моденов, В.А. Россия и миграция. История, реальность, перспективы/ В.А. Моденов, А.Г. Носов. — М.: Прометей, 2002. — 328 с.

12. Мукомель В. Экономика нелегальной миграции в России // Население и общество. 2005.

13. Мухаев, Р.Т. Социология: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 397 с.

14. Октябрьский П.Я. Россия сегодня: проблемы демографии / Вопросы статистики, 2007, №4. С. 44-52.

15. Переведенцев В.И., Методы изучения миграции населения, М., 1975. — 229 с.

16. Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия. — Вопросы экономики, 2010, №7, с. 37-49.

17. Юдина, Т.Н. Социология миграции: учеб. пособие для студ. вузов / Т.Н. Юдина. — М.: Академический проект, 2006. — 272 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и социально-экономическое значение миграции населения. Абсолютные и относительные статистические показатели. Замещение естественной убыли населения миграционным приростом. Перспективы государственной миграционной политики Российской Федерации.

Понятие и особенности внутренней и внешней миграции. Характерные черты миграции в современной России. История миграционных потоков на территории России и бывших стран СССР. Цели и задачи правительства России в области регуляции миграционных процессов.

Понятие, виды и функции миграции. Основные отличия миграционных процессов в советский период и в условиях современной социально-политической трансформации. Возникновение незаконной иммиграции и особенности динамики миграционного оттока из России.

Знакомство с основными тенденциями миграционных процессов в Краснодарском крае. Миграции как неизменный и многовекторный процесс, в который вовлечены огромные массы людей. Рассмотрение статистических источников информации о миграции населения в России.

Основные понятия и виды миграции населения, причины и предпосылки данных процессов, классификация, направления и методы государственного регулирования в Российской Федерации. Факторы и показатели интенсивности миграции населения и трудовой мобильности.

Краткое содержание «Концепции государственной миграционной политики Российской федерации до 2025 года», анализ ее основных положений. Разработка и проведение социологического опроса на тему «Отношение к иммигрантам», построение соответствующих графиков.

Проблема беженцев в Российской Федерации и СНГ, правовая защита их интересов. Причины вынужденной миграции, типы мигрантов. Сущность и основные направления развития миграционной социально-медицинской работы. Задачи Российской миграционной политики.

Основные виды миграции: внешняя, внутренняя, постоянная, временная, сезонная и маятниковая. Значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления. Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации.

Анализ глобальных перемен в демографической и миграционной обстановке. Исследование отношения российского государства к миграции с учетом геополитических реалий и внутренних проблем. Замечания к проекту Концепции государственной миграционной политики.

Классификация видов и причины миграции населения. Понятие сальдо миграции. Источники данных о размерах, структуре и направлении миграционных потоков. Динамика международной миграции в Российской Федерации в 1997-2011 гг. Природа незаконной миграции.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2017, ООО Олбест Все права защищены

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Постановление Правительства РФ от N 193 — Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации — (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 193 Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 193 Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации С изменениями и дополнениями от: 28 марта 2008 г., 7 июля 2014 г. В соответствии с Федеральным законом О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации.

Прием на работу иностранных граждан в 2018 году (нюансы)

Прием на работу иностранных граждан в 2018 году (нюансы) Отправить на почту Прием на работу иностранных граждан в 2018 году продолжает вестись по правилам, действовавшим в 2016-м. Алгоритм трудоустройства зависит от того, из какой страны приехал работник, как долго он находится в России и относится ли к категории высококвалифицированных специалистов.

Миграционный консультант Сергей Килязов

Миграционные квоты в 2018 году +7 909 166-84-70 10:00-20:00 по Москве, в рабочие дни Нужна ли вам квота? Полный перечень категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, которые вправе обратиться за выдачей РВП без учета квоты, указан в статье 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Советуем убедиться в необходимости вашего обращения за выделением квоты перед тем, как читать дальше.

Утверждены квоты РВП для иностранцев на 2018год — Сайт Русского Союза в Киргизии

Сайт Русского Союза в Киргизии Недвижимость в Болгарии Нам судьба - за Россию гореть! Где бы ни были мы - Россияне, С тем родиться нам, с тем умереть. И Великий язык отстоять! Пусть все видят: мы русские вместе - Несломимая сила и рать! Землям всем будет слышан в тиши! - Это громкая русская слава, И сияние русской души.

Правила приема на работу иностранных граждан в 2018 году

Правила приема на работу иностранных граждан в 2018 году Пребывание на территории России граждан другого государства всегда должно быть легальным, соответственно, все манипуляции с документами и оформлением трудоустройства таких граждан также должны осуществляться строго в рамках закона.

Миграционные квоты

Миграционные квоты в 2018 году Главная страница Новостная лента Центр занятости населения г. Александров информирует Миграционные квоты Вниманию работодателей Владимирской области, планирующих привлечение к трудовой деятельности иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы! В соответствии с Правилами определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, утвержденных приказом Минтруда России от 23.01.2014 №27н (далее Правила), департаментом по труду и занятости населения области ведется прием заявок работодателей на 2018 год и заявок работодателей на корректировку квоты текущего года.

Сколько будет стоить патент для мигрантов в 2018 году в Москве?

Стоимость патента для мигрантов в 2018 году в Москве Для начала нужно разобраться, что же такое миграционный патент. Он представляет собой документ, который является подтверждением права граждан других стран, которые прибыли на территорию РФ без виз, на осуществление здесь трудовой деятельности.

Квоты на иностранных работников на 2018год пересмотрят

Квоты на иностранных работников на 2017 год пересмотрят самые важные статьи вам на Требования закона к трудоустройству иностранцев из визовых стран Нормы Трудового кодекса, а также Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации предусматривают особые условия приема на работу иностранных граждан и граждан без гражданства.

Заявление на получение квоты на РВП г

Получение квоты на РВП Распределение квот на получение разрешения временного проживания (РВП) иностранных граждан и лиц без гражданства в Ярославской области на 2017 год.

Правительство сократило количество квот на временное проживание в РФ

Количество квот на временное проживание в РФ сократится в 2018 году В 2016 году квота составляла 125 900 разрешений, а в 2017-м станет на 15 тысяч меньше ТАШКЕНТ, 18 ноя Sputnik.

Законы о миграции в рф 2017

Законы о миграции в рф 2017 Миграционные новости На сегодняшний день запрет на въезд в РФ является одной из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются иностранные граждане, которые хотят приехать в РФ. 03.03.2017 Продления миграционного учета иностранцам, работающим по патенту в 2018 году Каждому иностранному гражданину, который хочет жить и работать на территории России легально, нужно обязательно соблюдать правила пребывания в РФ. Законы о миграции в рф 2017 Сегодня в рубрике Голоса миграции мы представляем две невыдуманные истории, записанные нашим автором Имроном Исмаилом (творческий псевдоним мигранта из киргизского Оша). Оба рассказа изложены с некоторой долей самоиронии.

Пошаговая инструкция приема на работу иностранных граждан в 2018 году

Пошаговая инструкция приема на работу иностранных граждан в 2018 году Изменения законодательства, касающиеся трудоустройства граждан сторонних государств на территории РФ, добавили немало хлопот компаниям-работодателям и самим соискателям.

Квота на РВП в РФ

Квота на РВП Ежегодно для каждого региона нашей страны Правительством Российской Федерации утверждается квота на выдачу разрешений на временное проживание в России – количественное ограничение на выдачу указанных разрешений иностранным гражданам и лицам без гражданства, у которых отсутствуют основания для их получения без учета квоты.

Процедура подачи заявки на квоту в 2018 году в РФ

Процедура подачи заявки на квоту в 2018 году в РФ 27.01.2017 Подача сведений о потребности в работниках в территориальный ЦЗН 7000 + транспортные расходы Подача заявки на квоту/корректировку квоты подготовка документов, заполнение формы сведений о потребности в работниках; получение от клиента документов через курьера Конфиденс Групп; передача документов в территориальный ЦЗН; регистрация организации на сайте www.

Квота на плучение РВП в Российской Федерации на 2018год

О квотах на РВП в Российской Федерации на 2017 год Собираясь задержаться на территории России, иностранный гражданин должен быть осведомлён о требованиях миграционного законодательства, в частности – о необходимости оформления разрешения на временное проживание (далее по тексту – РВП) и наличии такого ограничивающего фактора, как квоты на его выдачу.

Свердловская область: Расписание работы Межведомственной комиссии по распределению квоты на выдачу РВП в мае-июне 2018года, содействие миграции, помощь беженцам из Украины

Свердловская область:Расписание работы Межведомственной комиссии по распределению квоты на выдачу РВП в мае-июне 2017 года В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2428-Р от 15 ноября 2016 г. в Свердловской области установлена квота на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства в количестве 3500.

Как получить квоту на РВП: образец заявления, перечень документов и порядок действий

Процедура выделения квот для оформления РВП в РФ Ежегодно огромное количество иностранцев приезжает в Россию. Но не каждый из них может законно и длительно проживать в стране, для этого необходимо получить квоту для разрешения временного проживания.

Выдача и получение разрешения на временное проживание для иностранных граждан в 2018 году

Выдача разрешения на временное проживание Большинство иностранных граждан едет в Россию для того, чтобы трудоустроиться и получить ПМЖ. У части жителей зарубежья есть близкие родственники или знакомые, имеющие своим местом проживания российские города.

Получение квоты на иностранных сотрудников в 2017-2018 годах, Accountor Russia

Получение квоты на иностранных сотрудников Напоминаем, что для привлечения иностранных работников в 2018 году, необходимо подать заявку уже в 2018 году. Квотирование затрагивает только визовых иностранцев, то есть мигрантов из стран, с которыми у России установлен визовый режим.

Привлечение иностранной рабочей силы в 2018 году: порядок, правила, квоты и разрешение на привлечение иностранных работников в 2018 году

Привлечение иностранной рабочей силы на работу в 2018 году Закон о привлечении иностранной рабочей силы Хотя Государственная дума и обещает еще с 2013 года введение отдельного миграционного кодекса для регулирования процесса привлечения трудовых мигрантов, на сегодняшний день нет единого закона о привлечении иностранных работников, вся законодательная база по этому вопросу находится в разных Федеральных законах, отдельных приказах ГУВМ МВД (ФМС) и некоторых кодексах РФ (ТК РФ, НК РФ, КоАП РФ). Приведенные ниже официальные документы регламентируют правила привлечения иностранных работников к труду на территории Российской Федерации: 1. ФЗ 109 О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации устанавливает понятие миграционный учет и определяет: права и обязанности для иностранных граждан, сроки постановки на миграционный учет по месту проживания для лиц, временно или постоянно проживающих, место пребывания для лиц, временно пребывающих на территории РФ. 2. ФЗ 115 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (ред.

Распределение квот на РВП на 2018год в России

Правовая помощь иностранным гражданам Проверка наличия оснований для неразрешения въезда на территорию Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства по линии ГУВМ МВД России(ФМС) Проверка действительности разрешений на работу и патентов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лиц без гражданства Проверка прохождения оплаты патента Проверка готовности разрешения на временное проживание Проверка готовности вида на жительство Проверка готовности гражданства РФ Проверка наличия неуплаченных штрафов по данным транспортного средства Новая форма (бланк) заявления о принятии в гражданство РФ (в ред.

Квота на РВП в РФ на 2016, 2017, 2018 год распределение по регионам, для граждан Украины, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Казахстана, Молдовы, Киргизии, Мигранты

Квота на РВП Читайте также: Патент на проживание в РФ Рассматривая имеющиеся квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание, стоит отметить, что их определением занимаются представители российского правительства после получения предложений от исполнительной власти в российских субъектах, которые проводят анализ демографии и дают свое заключение по данному вопросу.

Квоты на РВП 2018- Миграционное агентство MIGRON

Квоты на РВП 2017 Квоты на получение разрешения на временное проживание (РВП) в России устанавливаются ежегодно Правительством РФ с учётом фактически сложившейся потребности и соответствующей необходимости.

Квота на РВП в РФ на 2018год: распределение по регионам

Квоты на РВП в России на 2017 год: по регионам, заявление Квоты на временное проживание в России введены для контроля трансграничной миграции и распределения трудовых ресурсов согласно их востребованности в регионах, в 2018 году, в частности, их количество было также пересмотрено.